Как «подружить» IT-отдел и бизнес: советы айтишника-психолога

Сегодня IT-технологии лежат в основе каждого бизнес-процесса. Тем не менее, большинство владельцев компаний и директоров не чувствуют себя комфортно в общении с разработчиками. Согласно отчету Dynatrace, 49% IT-директоров вообще считают, что ситуация, когда бизнес и IT-команды работают в отдельных «бункерах», является самым большим препятствием для цифровой трансформации. Поэтому сейчас как никогда важно укреплять сотрудничество между командами и помнить, что IT-отдел следует рассматривать как делового партнера, а не как «поставщика». «Про бизнес» поговорил с frontend-разработчиком компании Start X Юлией Тарасовой, которая самостоятельно изучила языки программирования, имеет научную степень по психологии и опыт работы с X5 Group, Сбербанком, QIWI, МВидео. Эксперт рассказала, как наладить коммуникацию и сотрудничество между менеджментом и программистами, а также поделилась советами по найму «своих» айтишников.
Еще одна из популярных причин непонимания — это «технический язык» . Довольно часто на обсуждениях разработчики начинают (возможно, сами того не замечая) переходить на технический сленг и забывают, что коллеги не владеют терминологией, а, соответственно, не понимают всей важности аргументов. Яркий пример — слово «фича», которое часто используют айтишники. Дословно его можно объяснить как «новая функциональность» или «часть продукта, которая имеет специфические характеристики». На самом деле таких слов огромное количество и бизнесу действительно порой сложно понять, что оно значит. Это причина работает и в обратную сторону, когда бизнес пытается объяснить что-то, используя свои специфические термины, которые могут быть абсолютно не знакомы программисту. Скажем, врядли разработчик поймет, что такое EBITDA.
Еще один полезный лайфхак в выстраивании коммуникации — новый опыт . Например, если говорить о стартапах, там разработчик очень близок с бизнесом. Он чувствует боли «молодого» продукта, понимает что важно, а что нет, и в такой ситуации все в команде говорят на одном языке и работают в согласии. В крупных компаниях ситуация иная. Здесь «главенствует» бюрократия, поэтому нужно пройти много согласований и проверок, чтобы привнести какие-то новые идеи в продукт и достучаться до бизнеса. В таких компаниях программист часто чувствует себя пешкой и теряет мотивацию и страсть к продукту. Что можно сделать? Как вариант, бизнес может на день погрузиться в среду команды разработки, узнать, как команда работает изнутри, возможно, попробовать что-то написать сам. Такой формат поможет укрепить и просто человеческие отношения. Для программистов, в свою очередь, тоже можно устроить «бизнес день» и предложить провести презентацию продукта клиенту или представить свои идеи по улучшению. Изначально идея может не понравится, но когда каждая сторона попробует такой опыт и себя в новой роли, ей будет легче понимать боли другой.